Music Phone Banner

[win koi mac translit]

FRANK ZAPPA

Композитор, мультиинструмента-
лист Фрэнк Заппа родился 21 де-
кабря 1950 года, умер 4 декабря
1993 года в США.

Определить стиль, в котором ра-
ботал Фрэнк Заппа, практически не-
возможно. Он проявил себя практи-
чески во всех. Это невероятно проти-
воречивый артист, он культивировал
два резко противоположных имиджа:
серьезный композитор, пионер стиля
фьюжн — и весьма популярная фигу-
ра, стремившаяся потрафить массо-
вому вкусу (правда, при этом Заппа
всегда демонстрировал фантастиче-
ское чувство юмора). Заппа играл на
многих инструментах, с детства слу-
шал самую разную музыку, и вообще
был разносторонне образованным
человеком. В 1965 году он организо-
вал группу Mothers Of Invention, кото-
рая выпустила несколько культовых
альбомов конца 60-х — начала 70-х
годов. Вообще он создал множество
групп, и из его школы вышли многие
выдающиеся музыканты. Заппа ус-
пешно работал с классическими му-
зыкантами, писал для кино, создал
множество музыкальных и театраль-
ных проектов.

Фрэнк Заппа вырос в семье уче-
ного-физика (его отец, сицилийский
грек, неплохо играл на акустической
гитаре), который в 1950 году возгла-
вил крупную лабораторию по ядер-
ным исследованиям в Калифорнии.
Фрэнк Заппа играл в нескольких
школьных оркестрах и группах, само-
стоятельно освоил множество музы-
кальных инструментов, однако пред-
почтение все же отдавал гитаре. То-
гда же в 50-е годы начал коллекцио-
нировать пластинки и синглы первых
рок-н-роллов и ритм-энд-блюза, а
позже увлекся современной музыкой
— любимыми его композиторми все-
гда были Игорь Стравинский и Эдгар
Варез, вдове которого Заппа помо-

ran всю жизнь. В 1958 году он орга-
низовал группу Blackouts и заинтере-
совался блюзом. В тот период Заппа
познакомился с Доном Ван Влайетом
— согласно легенде, именно Фрэнк
Заппа придумал ему псевдоним Ка-
питан Бычье Сердце (Captain
Beef heart), под которым тот вписал
свое имя в историю рока. В 1959 го-
ду он начал обучение в музыкальном
колледже Чаффи, где специализиро-
вался на теории музыки.

К 1960 году Заппа регулярно иг-
рал в барах и на частных вечеринках
— тогда он впервые записал несколь-
ко своих композиций и создал музы-
ку для малобюджетного фильма "The
World's Greatest Sinner». В 1963 году
он написал музыку для вестерна "Run
Home Slowly" и на заработанные
деньги оборудовал собственную сту-
дию звукозаписи. В этот период он
познакомился с будущими участни-
ками Mothers Of Invention Рэем Кол-
линзом и Джимом "Моторхедом"
Шервудом — с ними и Капитаном
Бифхартом он организовал группу
Soots.

Следующим проектом неугомон-
ного Заппы была фонограмма для
порнофильма — его усилия оценил
суд, приговоривший музыканта к де-
сяти дням тюрьмы и трем годам ус-
ловно. Девушка, которая снималась в
картине, получила более солидный
срок, но Заппа и его товарищ Кол-
линз написали песню "Memories Of El
Monte", которую продали ду-боп
группе The Penguins, и на получен-
ный гонорар вытащили героиню из
тюрьмы под залог.

В 1964 году Фрэнк Заппа вошел в
состав The Soul Giants, где вокалистом
был все тот же Коллинз, Дэйв Корона-
да играл на саксофоне, Рой Эстрада
был бас-гитаристом, а за ударной ус-
тановкой восседал Джимми Карл
Блэк. Заппа переименовал группу вна-
чале в The Muthers, потом в The
Mothers и перевез коллектив в Лос-

Фрэнка Заппы (по ряду причин, в том
числе и контрактных, имя Заппы не
могло фигурировать на этом диске,
хотя он был его продюсером и сыг-
рал все гитарные партии). В том же
1970 году Заппа дал концерт с фи-
лармоническим оркестром Зубина
Меты, на котором исполнялась его
музыка из фильма "200 Motels".
Вскоре Заппа реформировал Mothers
Of Invention, в состав которых вошли:
клавишник и духовик Иэн Андервуд,
вокалисты Говард Кайлен и Марк
Волмен (они выступали под псевдо-
нимами Флоресцент Лич и Эдди), а
также бас-гитарист Джон Понс, джа-
зовый клавишник Джордж Дюк и ба-
рабанщик англичанин Эйнсли Дан-
бар. С этими музыкантами и несколь-
кими сейшнменами Фрэнк Заппа за-
писал альбомы "Waka Jawaka" и
"Ghunga's Revenge" (считающиеся
его сольными) и диски, входящие в
дискография Mothers Of Invention:
"Live At The Fillmore East" и "Just
Another Band From LA.".

В этот период критики обруши-
лись на группу Фрэнка Заппы, обви-
няя Mothers Of Invention в том, что
она превратилась "в безобразную
пародию на саму себя". Заппа, как
обычно, не обращал на злопыхателей
никакого внимания, но в мае 1971 го-
да, на концерте в "Филлмор-ист", где
вместе с ним выступали Джон Лен-
нон и Йоко Оно, все же разразился
блистательной речью, суть которой
сводился к следующему: очень пра-
вильно, что кретины рецензируют му-
зыку кретинов, написанную для кре-
тинов. На этом же концерте впервые
прозвучали вещи, вошедшие в аль-
бом Джона Леннона "Some Time In
New York City", в записи которого
Фрэнк также принимал участие. Тем
временем состав Mothers Of Invention
менялся едва ли не каждый месяц, а
после провального турне 1971 года,
во время которого вся аппаратура
группы сгорела при пожаре в швей-

царском казино "Монтре" (это собы-
тие обессмертили Deep Purple в сво-
ей композиции "Smoke On The
Water"), Фрэнк Заппа свалился со
сцены лондонского теарта "Рэйнбоу"
и серьезно повредил руку. Деятель-
ность группы вновь была на время
приостановлена. Спустя год Mothers
Of Invention снова поехали на гастро-
ли в Англию, но концерты в королев-
ском Алберт-Холле были отменены
из-за "непристойной программы".

Два альбома Фрэнка Заппы и
Mothers Of Invention — фьюжн
"Grand Wazoo" и более прямолиней-
ный и упрощенный "Overnight
Sensation" — стабилизировали по-
ложение группы, а цифры продаж
пластинок быстро возросли. Одним
из самых тиражируемых — и любы-
мым у большинства музыкальных
обозревателей — альбомов стал
"Apostrophe", в записи которого
принимал участие бывший бас-ги-
тарист и вокалист Cream Джек
Брюс. В том же 1973 году Заппа
продюсировал альбом "For Real"
своих старых приятелей Ruben And
The Jets.

С этого момента все последую-
щие альбомы Фрэнка Заппы неиз-
менно оценивались критиками как
"выдающиеся", хотя их тексты вечно
становились предметом горячих спо-
ров. По мнению некоторых специали-
стов, именно в тот период музыка
Фрэнка Заппы, несмотря на присут-
ствие в ней выраженных элементов
буги и густых хард-роковых риффов,
стала своего рода ориентиром для
групп английского арт-рока.

В 1975 году Капитан Бифхарт на-
конец помирился с Заппой (мессир
Бычье Сердце ополчился на Заппу за
успех пластинки "Trout Replica", кото-
рую тот продюсировал, обвинив Зап-
пу в том, что он "коммерциализиро-
вал мою музыку"), и они записали
альбом "Bongo Fury", входящий в
дискографию Заппы.

В 1976 году Фрэнк Заппа был про-
дюсером пластинки "Good Singin'
Good Playin'" группы Grand Funk
Railroad, а в 1977 году Заппа подал в
суд на своего бывшего менеджера
Херба Коэна и выиграл процесс о
расторжении контракта с фирмой
Warner Bros., после чего подписал
соглашение с фирмой Mercury. При
поддержке президента этой компа-
нии Фрэнк Заппа организовал дочер-
нее предприятие Zappa Records (или
просто Zappa), отказался от названия
Mothers Of Invention, и все свои пос-
ледующие коллективы называл
Zappa. Тогда же Заппа продемонст-
рировал своим поклонникам, что
умеет мастерски аранжировать и
стилизовать этническую музыку —
его альбом "Sheik Yerbouti" искусно
пародировал песню "Shake Your
Body" группы КС And The Sunshine
Band, а композиция "Jewish Princess"
вызвала национальный скандал. Этот
альбом добрался до 22-го места в
американских чартсах (высшее дос-
тижение среди всех пластинок Фрэн-
ка Заппы), а композиция "Dancin'
Fool", к удивлению знатоков творче-
ства Заппы, стала международным
диско-хитом. Не меньшим успехом
пользовался и один из самых силь-
ных дисков Заппы, тройной альбом
"Joe's Garage" — рок-опера из трех
частей, — также принесший автору
хит-сингл "Catholic Girls".

В 1980 году Фрэнк Заппа написал
песню "I Don't Wanna Get Drafted"
("He хочу в армию"), которую фирма
Mercury отказалась издавать, и му-
зыкант основал новую фирму Barking
Pumpkin, реализацией продукции ко-
торой занялась компания CBS. В том
же 1980 году Фрэнк выпустил кино-
картину "Baby Snakes", представляв-
шую собой подборку кадров с кон-
цертов, репетиций, съемки в гример-
ной и вмонтированную в ленту муль-
типликацию. В конце 70-х — начале
80-х в группе Заппы регулярно игра-

ли сильнейший гитарист Эдриан Бе-
лью (ранее The Bears, потом Talking
Heads и King Crimson) и джаз-роко-
вый барабанщик Терри Боззио (поз-
же он с женой Дейл организовал
группу Missing Person, а в настоящее
время работает как сольный испол-
нитель, часто записываясь с тем же
Белью и другими музыкантами джаз-
рока).

Спустя год вышла первая пластин-
ка Фрэнка Заппы, записанная на но-
вой фирме Barking Pumpkin; тогда же
бывшие музыканты Mothers Of
Invention Джимми Карл Блэк, Дон
Престон и Банк Гарднер объедини-
лись под названием Grandmothers и
стали выступать и записываться в
студии с материалом Заппы 60-х го-
дов — автор музыки не возражал, но
в середине 80-х Grandmothers сов-
сем обнаглели и подали на Заппу в
суд, требуя, чтобы его композиции
теперь считались собственностью
новой группы. Заппа заявил, что "это
говорят не они, а исковерканные хи-
мией мозги"", и суд даже не принял
дело к рассмотрению. В апреле 1981
года Заппа стал продюсером и орга-
низатором концертов музыки Эдгара
Вареза в Нью-Йорке, весь сбор от
которых передал его вдове. Тогда же
музыкант выпустил серию из трех
пластинок "Shut Up'N'Play Yer
Guitar", которую можно было приоб-
рести исключительно по подписке.

В 1982 году Заппа вновь обратил-
ся к сатирическим шаржам на нена-
вистное ему общество, выпустив
альбом "Ship Too Late To Save A
Drowning Witch", одна из песен кото-
рого "Valley Girl" стала национальным
хитом в исполнении его 14-летней
дочери Мун Юнит Заппы. Это была
пародия на "папенькиных дочек"
шоу-бизнеса, вызвавшая волну него-
дования крупных антрепренеров и
менеджеров, некоторые из них пода-
ли на Заппу в суд, обвинив его в
диффамации.

1984 год оказался для Заппы од-
ним из самых плодотворных: музы-
кант выпустил диск "Francesco
Zappa" с музыкой своего однофа-
мильца, композитора XVIII века
Франческо Заппы, которую он рас-
копал в нотном архиве Библиотеки
Конгресса США; в том же году был
записан альбом "Us And Them", на
котором Заппа развивал свои идеи
относительно того, какой, на его
взгляд, должна быть роковая гита-
ра, а известный французский дири-
жер и композитор Пьер Булез сде-
лал оркестровую версию музыки
Заппы, которая вошла в пластинку
"The Perfect Stranger". Диск "Guitar"
продемонстрировал виртуозное ма-
стерство Заппы-гитариста, а пла-
стинка "Jazz From Hell" представля-
ла собой подборку произведений
для синклавира (для записи компо-
зиции "St. Etienne" Фрэнк Заппа
пригласил сильнейших музыкантов:
Стив Вэй и Рэй Уайт — ритм-гитары,
Томми Марс и Бобби Мартин — кла-
вишные, Эд Мэнн — перкуссия,
Скотт Тане — бас-гитара, Чед Уэй-
кермен — ударные, сам Заппа сыг-
рал партию соло-гитары).

Альбом "Thing-Fish" пародировал
бродвейскую постановку "Аиды",
критики назвали эту работу "раси-
стской", отметив при этом интерес-
ные находки в области гармонии и
ритма. Затем Заппа выпустил рет-
роспективную серию "You Can't Do
That On Stage Anymore", а в 1991
году президент Чехословакии пред-
ложил музыканту пост консультанта
министерства культуры страны, от
которого Заппа вежливо, но реши-
тельно отказался. В конце 1991 го-
да музыкант заявил, что намерен
выдвинуть свою кандидатуру на
пост президента США, после чего
на него обрушился швал гневных
писем, в некоторых ему угрожали
физической расправой. В ноябре
1991 года, когда ведущие музы-

кальные издания США, наконец, оп-
ределили место Фрэнка Заппы в
истории, назвав его вклад в
рок-музыку и масштаб личности
"равными Дюку Элингтону", дочь
музыканта сделала официальное
заявление: что отец болен раком
простаты, В мае 1993 года Заппа
прошел курс химиотерапии, но 4
декабря 1993 года великий музы-
кант и философ, вечный насмешник
и "заноза в теле общества" Фрэнк
Заппа умер. Сегодня все его альбо-
мы переизданы в формате CD, вы-
пущено множество сборников ра-
нее не выходивших вещей, состав-
лено несколько антологий творчест-
ва, написано несколько биографий
и многотомных исследований его
музыки и поэзии.

Freak OutKMGM/Verve) -1966

[2LP]
Absolutely Free (MGM/Verve) —

1967
We're Only In It For The Money

(MGM/Verve) -1967
Lumpy Gravy (MGM/Verve) —

1967
Cruisin' With Ruben And The Jets

(MGM/Verve) -1968
Mothermania: The Best Of The
Mothers Of Invention
(MGM/Verve) -1969
King Kong (Pacific Jazz/Liberty) —

1970 [with Jean-Luc Ponly]
Uncle Meat (Bizarre/Reprise) —

1969
Weasels Ripped My flesh

(Bizarre/Reprise) —1970
Chunga's Revenge (Bizarre/Reprise)

-1970

Hot Rats (Bizarre/Reprise) — 1970
Burnt Weeny Sandwich

(Bizarre/Reprise) —1970
Weasels Ripped My Flesh/Burnt
Weeny Sandwich (Reprise) —
1970

The Mothers: Live At The Flllmore
East, June 1971

(Bizarre/Reprise) —1971
2 ffO Motels (United Artists) - 1972

[soundtrack]
fust Another Band From L,A.

(Bbarre/Reprise) —1972
The Grand Wazoo (Bkarre/Reprise)

-1972
Waka Jawaka (Bbarre/Reprise) —

1972
Overnight Sensation (Discreet) —

1973

Apostrophe (') (Discreet) — 1974
The Roxy And Elsewhere (Discreet)

-1974
One Size fits All (Discreet) —

1974
Mothers Day (Verve) — 1975
.. Rock flashbacks (Verve) — 1975
. Bongo Fury (Discreet) — 1975
Zoot Allures (Warner

Bros./Discreet) —1976
Zappa In New York (Discreet) —

1978

Studio Tan (Discreet) — 1978
Sheik Yerbouti (CBS/Zappa) —

1979

Sleep Dirt (Discreet) — 1979
Orchestral Favourites (Discreet) —

1979
Joe's Garage Act I (CBS/Zappa) —

1980
Joe's Garage Acts 2&3

(CBS/Zappa) - 1980[2LP]
foe's Garage Acts I, 2&3

(CBS/Za[[a) - 1980[3LP]
Frank Zappa And The Mothers

(Verve) -1980
linsellown Rebellion (CBS/Barking

Pumpkin) —1981
Shut Up'N'Play Yer Guitar
(CBS/Barking Pumpkin) —
1981

Shut Up' N' Play Yer Guitar Some
More (CBS/Barking Pumpkin)
-1981
Return Of The Son Of Shut
Up'N'Play Yer Guitar (CBS/
Barking Pumpkin) —1981
You Are What You Is (CBS/Barking
Pumpkin) —1981

Ship Too Late To Save A Drowning
Witch (CBS/Barking Pumpkin)
-1982
The Man From Utopia

(CBS/Barking Pumpkin) —1983
Baby Snakes (Rykodisc/Zappa) —

1982 [soundtrack]
Rare Meat — Early Productions Of

Frank Zappa (DelFl) — 1983
London Symphony Orchestra Vol. I

(Rykodisc) -1983
Francesco Zappa (EMI) — 1984
Does Humor Belong In Music

(EMI) -1984
Them Or Us (EMI) - 1984
The Perfect Stranger (Capitol) — 1984
Thing Fish (Capitol) - 1985[3LP]
Meets The Mothers On Invention

(Rykodisc) -1985
Jazz From Hell (EMI) - 1986
London Symphony Orchestra Vol.2

(Rikodisc) -1987
Zappa And The London Symphony

Orchestra (Rykodisc) —1987
Broadway The Hard Way (Rykodisc)

-1988

You Can't Do It On Stage Anymore
Volumes 1-6 (Music
For Nations) —1988
Guitar (Music For Nations) — 1988

[2LP]

Aquarelli (Phonag) —1989
Aquarelli Strumentali (Phonag) —

1989
Make A Jazz Noize here (Rykodisc)

-1991
UntimidatedAudacity — Live 1974

(Rhino) -1991
Cucamonga Years: Yearly Works

(MSD -1991
[в 1991 году фирма Rhino выпус-
тила серию альбомов Ф. Зап-
пы, ранее имевших хождение
только в виде бутлегов:
"Us The Season To Be Jelly 1967
The Ark 1968
Freaks And Motherfuckers 1970
Piquantique: Stockholm 1973
Saarbrucken 1978
Anyway The Wind Blows 1979

As An Am Zappa 1981]
The Best Band You Never Heard In
Your Life (Zappa) — 1991 [live
recorded in 1981]
Sing Fish (Vivid) - 1991[2CD]
Rubber Slices (In-Akustik) —

1991
Beat The Boot №2 (Rhino/Warner

Bros,) -1992
Playground Psychotics (Rhino) —

1992
Yellow Shark (Rykodisc/Zappa) —

1992
Yellow Shark — Live

(Rykodisc/Zappa) —1992
Zappa's Universe (PolyGram/Verve)

-1993

Sonora 4 (Rough Trade) — 1994
Civilization Phaze III (Zappa) —

1995[2CD]
Strictly Commercial: The Best Of
Frank Zappa (Rykodisc) —
1995
The Lost Episodes (Rykodisc) —

1996

Lather (Rykodisc) - 1996[4CD]
Have I Offended Someone?

(Rykodisc) -1997
Strictly Genteel: A "Classical
Introduction To..,"
(Rykodisc) —1997




[Первая страница]
[Обзоры]
[Рок энциклопедия]
[Музей]