|
Евгений КОЗЛОВСКИЙ ЭТЮД 14 "Духи ада любят слушать эти царственные звуки, Бродят бешеные волки по дорогам скрипачей..." Н. Гумилев. "Волшебная скрипка"
Те же "кожаный" переплет и уголки, та же бежевая обложка, что на дисках, которые я описывал в предыдущем (ЭТЮД 13) этюде. Та же концепция: архивные записи, отличный ремастеринг. Те же копирайты (Мелодия, Jimmy Ltd.) Но эти архивные записи без изъяна. Они - бриллиантовые. Как они так долго продержались на родине - совершенно непонятно. Но - повторю мысль предыдущего этюда - лишь бы вышли; а где - дело десятое. Тем более, что "Мелодия" демпфинговыми ценами баловать нас уже перестала, особенно, если диски производятся качественно и за бугром. В данном случае - в Швеции. Ремастерингом (или качеством исходников; или тем и другим вместе) я уже поражался. Но поражусь еще раз, ибо одно дело - аналоговый оригинал 1979-го года, совсем другое - 1952-го и даже 1947-го (Ойстрах). Как-то совершенно не верится. Словно на машине времени (не путать с известной группой, читать Г. Уэллса) слетали на сорок лет назад и произвели совершенно современную, чистейшую и мудрую запись. Мудрую, ибо только мудрый звукооператор способен сделать настоящий реместеринг, ничего не потеряв из оригинала. Два первые из перечисленных в названии этюда диска имеют, во-первых, виртуальные наклеечки "David Oistrakh Edition" и "Emil Gilels Edition" с подзаголовками Vol.1, что заставляет трепетно надеяться на следующие "объемы", и, кроме того, по медальончику с пухлым очкариком Шубертом - "200 лет со дня рождения". Репертуар, соответственно, шубертовский, включающий как сравнительно редкие вещи, так и шубертовский кич: фа-минорный, например, "Музыкальный момент" из "Волги-Волги" у Гилельса и "Форельсонату" у Ойстраха. Шубертовский юбилей подвернулся, как нельзя кстати: сам понять не могу почему, но как раз вот нынешний фрагмент времени идеально зарифмовался с Шубертом: может, потому, что его чуть грустная приятность со спрятанным (ближе к смерти) трагизмом, с одной стороны, не противоречит пониманию теперешней жизни, с другой - делает ее приемлемее и выносимее. Гилельс играет по преимуществу в одиночку, и только в фа-минорной Фантазии, написанной для двух фортепиано (кстати, Гилельс играл ее именно в этом, натуральном, виде со своей дочерью Еленой - возможно, концептуальнее было бы не разбавлять диск транскрипциями и звуками оркестра вообще), вторым прикидывается оркестр, играющий по партитуре Дмитрия Кабалевского. Ойстрах же играет в компании, каждый член которой вполне заслуживает своей Edition и не одного в ней Vol.: Лев Оборин, Яков Каплун, Святослав Кнушевицкий, Иосиф Гертович. Конечно, альтист Каплун и басист Гертович менее знамениты, но, полагаю, исключительно из-за меньшей сольной распространенности их инструментов. Говорить что-то о двух начала века рождения одесских мальчиков, мгновенно и легко завоевавших мир, смысла не имеет. Тем более, что диски снабжены не только совково-музыковедчески-популяризаторскими очерками о смысле произведений, на них записанных (что слегка омрачает ощущение праздника), но и вполне достойными, информативными биографическими справками. Относительно же диска Максима Венгерова (виртуальная наклейка: "Russian Violin School", "Русская скрипичная школа") распространиться считаю нужным. Возможно, и зря, но исхожу из собственного невежества, несправедливо, но психологически понятно подозревая в аналогичном и кого-то из читателей. Дело в том, что, возможно слишком занятый перестройкой, глупенькими надеждами и телевизионными "откровениями" политического плана, я как-то совершенно пропустил возникшую на московском горизонте (VIII Международный конкурс имени П. И. Чайковского) блистательную звезду: двенадцатилетнего виртуоза из Новосибирска, к тому времени - уже год, как международного лауреата (Международный юношеский конкурс скрипачей имени Генрика Венявского в Люблине). Из биографической справки на вкладыше не очень-то понятно, где Венгеров живет теперь, но по недомолвкам типа "ныне перед молодым скрипачом открыты концертные эстрады всего мира" или "артист регулярно приезжает на родину..." можно полагать, что где-то за бугром. Что, учитывая нынешнюю любовь и внимание к большим музыкантам в России, более чем естественно. И даже - похвально.Поразительнее всего, что записи на диске, обнимающие срок с 1986-го по 1989 год (то есть возраст скрипача от 12 до 15 лет), обнаруживают не только потрясающую виртуозность (такое случалось и прежде), но и мудрую зрелость, удивительное понимание исполняемых вещей (такое и в сколь угодно зрелом возрасте встречается ой как редко! вот, у Гилельса, например). Готов пари держать, что человек, музыкально внимательный и образованный, но с "почерком" Венгерова не знакомый, ни за что не признает по записи мальчика-вундеркинда.За исключением совершенно роскошной, написанной к 300-летию Баха, щедринской "Эхо-сонаты для скрипки соло", все записи изначально цифровые, но и "Эхо-соната" выглядит (выслушит?) так, будто она - DDD. Кстати, она же единственная на диске записана в студии, все прочее - на "живых" концертах. А "живые" записи, как известно, содержат больше драйва, чем студийные. Впрочем, когда речь идет о скрипаче такого класса, драйв присутствует всегда. Репертуар Венгерова сам по себе, даже отвлеченно от исполнителя, заслуживает заинтересованнейшего внимания, но может показаться несколько эклектичным: тут и Моцарт, и мало известный Г. Эрнст, и Сен-Санс, и Шостакович (транскрибированный для скрипки Д. Цыгановым), и уже упомянутый Щедрин, и совсем не известный мне, но по прослушивании крайне понравившийся В. Успенский с "Фантасмагорией для двух скрипок и симфонического оркестра" - однако, если от исполнителя не отвлекаться, все получается удивительно цельно, словно некий современный гениальный композитор написал семнадцатичастное произведение по мотивам классической музыки последних двухсот лет. Я склонен вообще наперед выдавать авансы каждому до тех пор, пока он со всей категоричностью и неоднократно не убедит в их ошибочности. По первым трем дискам этой серии у меня возникло желание не пропускать ни одного из последующих впредь. Кошелек начинает тихонько потрескивать. Copyright 1998 текст от Евгения Козловского Другие этюды Евгения Козловского |
Обзоры этого автора
[Первая страница]
|