Евгений КОЗЛОВСКИЙ ЭТЮД 22 "Кошки не похожи на людей..."
Жанна ведет себя, как Бог на душу положит. Собственно, так и должны вести себя гении. Другой разговор, что есть не гении, которые пытаются вести себя так же. Но разница сразу же видна по творческому результату. Зачем она уехала в Америку? Может быть, успела здесь со всеми переругаться? (Я не утверждаю, мне просто кажется, что она страшно конфликтна, как и полагается гению - на самом же деле, возможно, она кротка и покладиста). Скорее - поскольку Америка сегодня - безусловная "столица мира", она хотела покорить не только Россию, но и мир. Задача, достойная гения. Прежде, сто лет назад, за этим ездили в Париж. Но для того, чтобы покорить Америку, надо строить и режиссировать поведение, упорно, скрупулезно. Талантливо! Делать имидж. Гении строить не умеют. Иной раз бывает, что гению повезет с талантливым менеджером - он все и выстроит. Но редкий гений может не разругаться даже с самым лучшим менеджером. Россию Жанна покорила автоматически - она ее чувствовала, она пела на ее языке: и в смысле прямом, и в смысле высоком. А, может, она, подобно Блоку, не хочет эксплуатировать уже достигнутое. Может, когда в ней вызреет что-то совсем новое, она вернется в Россию. Хотя бы - очередным диском. Однажды она, впрочем, уже это сделала - "Русским альбомом". Я купил его, не в силах устоять против словосочетания "Жанна Агузарова", теплым, светлым, счастливым местом жившего в закоулках души больше десяти лет. Я поставил диск на проигрыватель, а в руки взял худосочный, на плохой бумаге отпечатанный буклет, сделанный явно любителем, ибо прочесть белый шрифт на черно-белой (серо-белой, до черного полиграфия не дотянула) ряби солнечного парка можно только при очень большом желании и отличных зрении и догадливости. Даже не буклет: бумажка, свернутая вдвое. Выяснилось, что все 11 песен сочинила сама ZHANNA, и слова, и музыку. Правда, в двух номерах есть соавторы у музыки, в четырех - у текстов. Соавторствовать гениям, конечно, можно, но, полагаю, из этого может получиться разве... ассистентура.Музыка меж тем звучала. Жанна, подобно скрипке в Паганиниевой Кампанелле, скакала в небесные, ангельские высоты прямиком через две октавы (или через одну? ощущение точно, что через две) - это поразило меня еще давным-давно, в "Чудесной стране". Жанна была то жестка, то пронзительна, то лирична, так что хотелось плакать. Жанна была то та, из семидесятых, с хулиганским, вызывающим роком, то - будущая, из века ХХ I. Вот она поет про какого-то Соколова (только ей - для себя - мог прийти в голову этот припев: "Соколов! Соколов! Соколов!", где ударение не то на всех трех "о", не то этих "о" всего одно - последнее), и вдруг аккомпанемент смолкает и начинается какая-то древняя русская песня, едва ли в темперируемом ладу, и мне, много слышавшему и разных там Зыкиных, и прочих народных певцов, Омский народный хор, знаете, - и певиц-старух из вологодско-архангельских деревень, вроде бы сохранивших, совершенно отчетливо (наколдовала?) знается, что я впервые слышу русскую народную песню. И что это - здорово, только никто, кроме Жанны, не знает, как это делается и должно звучать.Потом начинается "Индустрия", урбанистический не то гимн, не то протест. А потом - "Один поцелуй моряка": эдакая сладкая вроде бы песенка для ресторана. "Сердце - не камень, кровь - не вода: завтра, возможно, скажу тебе да"... Со мною такое бывает редко: я слушаю диск неделю, другую, третью... Потом пропускаю неделю - и снова слушаю. Черт знает что! Становлюсь фанатом. Что-то подобное было со мною, когда я купил юбилейный диск "Браво" - "Живьем в Москве": специально на юбилей приезжала Жанна и пела! Но она еще и говорила, - обрывки ее "прозаических" слов тоже попали на тот диск. Удивительно! Наивная, светлая, цельная девочка четырнадцати лет. "Здравствуйте... Здравствуйте... Благодарим вас, что вы пришли... Я очень рада... Я очень рада, что вы наконец-то меня увидели... И я вас тоже... И Женя рад, что я здесь тоже... Да, Женя?" - и Жанна смеется. А как вам такая фраза: "Вот у Жени дочка родилась... Наконец-то! Поприветствуем!"? Вот это: "наконец-то!"? Мне трудно понять, насколько хороши мелодии песен "Русского альбома". Я не эксперт. Мне каждая - близка, но, возможно, просто потому, что их спела для меня ZHANNA. Тексты очевидно посредственны. Но тексты песен - особый жанр, который, возможно, для меня так и закрыт. То есть, рядом с текстами "Блестящих" тексты Жанны просто изысканны и гениальны, но текстам "Блестящих" очень трудно проиграть или даже стать вровень. Однако, едва ли не впервые, посредственность текста меня ничуть не раздражает. Ибо текст для Жанны - очевидно (ухослышно) - не более, чем строительные леса песен. Когда она поет, леса уже сняты.А песни сверхъестественно хороши. Хоть самих по себе их и не существуют: я уверен, что в любом, кроме Жанниного, исполнении они промелькнут, не замеченные никем и никогда. Когда-то Жанна пела: "Кошки не похожи на людей: им плевать на разные бумажки". Жанне, конечно, тоже плевать на разные бумажки. На бумажки-афиши. На бумажки-визы. На бумажки-буклеты компактов. На бумажки нот песен. На бумажки текстов песен, которые она поет. Но Жанна, кажется, еще и кошка, которая не похожа не только на людей, но и на других кошек. Кошка совершенно уникальная. Copyright 1998 текст от Евгения Козловского Другие этюды Евгения Козловского
Обзоры этого автора
[Первая страница]
|