Евгений КОЗЛОВСКИЙ ЭТЮД 24(BLUENITE и другие коллекции джаза) Джаз, по моему разумению, закончился. Как в свое время закончилось барокко. Как закончились классицизм и романтизм. Модерн. То есть - всему свое время. При этом джаз - жив. Как живо барокко. Как жив классицизм... Ну, и так далее. Но великие джазовые трэки записаны уже все. Нет, конечно - концерты продолжаются и отнюдь не все мамонты вымерли, играют... Буквально вчера, выложив два десятка этих самых единиц (y.e.), я купил в случайном магазинчике совершенно невероятный диск под названием "SuperBass": на нем записано несколько классических джазовых тем, включая "Колыбельную птичьего острова" и "Мэкки-ножа", исполненных тремя контрабасами, причем во главе - Рэй Браун, тот самый Рэй Браун, который еще в начале пятидесятых играл рядом с фантастическим Эрбом Элисом в первом трио Оскара Питерсона и женился тогда же на молодой Элле Фитцджералд. Двадцатибитная цифровая запись конца девяносто шестого. Перечислены марки и чуть ли не имена собственные микрофонов. И прочие атрибуты современного дигитального звука.Три баса - это, конечно, круто, я просто не сумел пройти мимо. Но, согласитесь, это вместе с тем уже что-то такое... добавочное. Вроде как маньеризм в живописи, наступивший, когда Возрождение вполне себя исчерпало и приказало долго жить. Не место тут пересказывать анекдоты, особенно длинные, но для тех, кто его слышал, напомню про шахтера и скрипача: "Пока ты играл вот так... (показ игры смычком), все было нормально. Но когда начал так (показ пиччикато) - тут ты, по-моему, уже немножко... вы@$ывался". Трэки записаны. Хозяева их (в смысле - владельцы копирайта, авторских прав) продали товар сперва эксклюзивно и за дорого. Потом, выждав время и выручив ожиданные, а то и неожиданные, деньги - стали продавать все еще более или менее эксклюзивно, но уже чуть дешевле. Еще позже подошло время, когда эти самые трэки вошли, что называется, в золотой фонд, пошли по пятачку за дюжину и стали "принадлежать народу". Вот тут-то и появились недорогие джазовые серии. Звуковую дорожку после того, как она оцифрована (а продаются, я не сомневаюсь, не оригинальные ленты или металлические матрицы былых винилов, а именно оцифровка, пакеты из нулей и единичек, которые, было бы желание и терпение, и на листке бумажки зафиксировать можно), в общем случае, ни одно копирование не способно ухудшить, испортить или исказить; цифровой трэк, сколько б ни тиражировался, остается оригиналом. Поэтому, когда речь идет о самой музыке, которую мы слышим с дорогого ли штучного "золотого" диска, с пятидолларового ли (в розницу) диска серии "Giant Of Jazz" - музыка неотличима совершенно. Ну, кроме, разве, паталогических случаев, когда цифру не умеют или ленятся перенести добросовестно и звук просто пропадает, перемежается потрескиванием и пр. - я как-то писал о такой отечественной серии ООО "САНТЪ в этюде N17 - "Кислый уксус халявы", и тут уже должны работать "Закон о правах потребителей" и районные суды.Разница оказывается в другом: чтО и кАк подобрано, насколько подробная информация дана на вкладыше, каким образом сделано оформление. Эстер Дайсон, великая (на мой вкус) мыслительница конца тысячелетия, в своих программных выступлениях предсказала, что, коль цифровую информацию (термин: содержание) от копирования практически защитить невозможно, ее копировать будут непременно, а те, кто прежде получал доходы от владения авторскими правами на содержание, должны начать думать о том, как получать доходы от его сопровождения. То есть, применительно, скажем, к компьютерным программам: сами программы (коды) должны раздаваться бесплатно, а доходы разработчики должны получать, помогая настраивать, отвечая на вопросы или еще каким-нибудь другим образом. Автографы давая, в конце концов, или заглядывая вечерком собственной персоною на чашку чая. И хотя "право первой ночи" (копирайт) все еще продолжает работать, цена за уже не раз проданное "содержание" упала до почти несущественного уровня. В связи с чем и начинаются ухищрения сопровождения .Будучи и большим джаза любителем, и ограниченным его коллекционером, я, с одной стороны особо любимые или особо интересные на мой слух диски покупал штучные, малотиражные, порой даже золотые - по 20-30 долларов за экземпляр, - а потребность в количестве, массе удовлетворял не кончающейся, по-моему серией "Giants Of Jazz": скромненькое оформление, сбор на одну пластинку трэков под завязку: порою - довольно случайный, порою - несколько виниловых гигантов подряд. Впрочем, вкус и знания у компоновщиков этой серии совсем недурны, так что редкий диск раздражал по параметру "оглавление" (коль уж мы условились термин "содержание" использовать по иному назначению). И, хоть кратко, хоть зачастую - мельчайшим шрифтом, который и волшебник FineReader берет с трудом, - но с довольно большим объемом информации. Микростатья про исполнителя довольно редка, зато, как правило, перечислены все музыканты, включая каждого четвертого тромбониста или случайно на один трэк залетевшего дополнительного барабанщика большого оркестра. Оно, конечно, радует, но сколько оставшихся, правда, не озвученными "ненормативных" выражений я сгенерировал, когда переносил бесчисленные эти, в большинстве - так и не прославившие себя фамилии в мой слегка паранойяльный компьютерный каталог! Когда я впервые увидел диски голландской серии "BLUENITE" (не сильный в голландском, а слово "NITE" в англо-русских словарях обнаружив только как "нитраты", я осмелился предположить, что "NITE" по-голландски - "ночь", так что по-русски серия должна звучать что-то вроде "Голубой [блюзовой?] ночи". Выглядит она, во всяком случае, именно так: темно-голубо-зеленоватые тона подсвеченного извысока люминисцентными фонарями ночного городского тумана: амстердамского... манхэттенского... И очень к себе влечет. Особенно замечательны фотографии на обложках. Честное слово, мне показалось, что издатели разорились на уникальные фотографии больше, чем на само "содержание": очень уж они неожиданно хороши, очень здорово скадрированы, оттонированы и пр. И - сдублированы на самих дисках. Так что даже не знаешь, как диск выглядит лучше: с обложкой или без нее, когда сквозь прозрачный пластик виднеется в голубоватых тонах в круг вписанная художественная уникальная фотография. Да тут еще придуманные каждому диску названия (порою - одноименные с каким-нибудь трэком, иные - простенькие вроде "Джазовых голосов", иные - сравнительно оригинальные, как, например "The Prince Of Darkness", "Принц Тьмы", на одном из дисков Майлза Дэвиса), видные сквозь прозрачный же "корешок". Я не сумел не захотеть иметь такие диски у себя дома. Выбрал десяток, принес. Подбор трэков достаточно хорош. Часто - это дубль уже существующих компактов или виниловых дисков, порою - дубль с маленькой добавкой, иногда - некий пасьянс. Качество изготовления - безупречно. И очень подкупает, кроме штучных этих фотографий, штучные же, специально для дисков заказанные биографии музыкантов на тыле вкладыша: на два-три абзаца - родился..., играл..., знаменит тем, что..., умер (или ...продолжает плодотворно...) - etc. И в правом верхнем уголке - совсем маленькая, в квадратный дюйм, копия обложечно-дисковой фотографии, что только подчеркивает неслучайный смысл, вкладываемый в качество фото производителями серии.Зато... (точнее, пожалуй, но...) - никакой другой информации. Только названия исполняемых вещей да фирм, владеющих копирайтом на эти трэки. Подчеркнутая, так сказать, легальность, которая даже в России стала мало-помалу привлекать часть народа. На некоторых дисках - еще и авторы мелодий или текста, но на ряде - нету и этого. Четвертый тромбонист - Бог с ним, но когда в знаменитейшей записи Майлса Дэвиса, где он, вообще говоря, просто на втором плане, а играет-то трагический Паркер, все трэки которого наперечет, - когда в такой записи имя Паркера даже не упомянуто, становится как-то... странно. С другой стороны, диск посвящен Дэвису, и издатели, подобно фотографам, делающим портрет и уводящим в нерезкость, как бы он ни был интересен сам по себе, задний план - уводят в нерезкость всех, кроме героя диска. При том, что на следующем диске герой может оказаться как раз из этого самого "нерезкого окружения".Вывод: коллекция хороша для тех, кто хочет чтобы дома был "основной джаз", кто не согласен "не иметь о нем представления", но вместе и не собирается становиться его углубленным любителем. Или для тех, кто, даже будучи джазовым фанатом, только начал обзаводиться фонотекой. Сам я, наткнись на эту серию пятью годами раньше, не задумываясь, приобрел бы одним махом. И никогда бы не пожалел об этом, даже если потом покупал бы диски с переполненными информацией буклетиками, но идентичными трэками. Не верю я, что человеку, понимающего и любящему музыку, безразличен дизайн ее упаковки. А этот - талантлив и безупречен. Серия "Голубая ночь" пока невелика, дисков, кажется, сорок (и я не знаю, будет ли расширяться), но составлена довольно интересно: с одной стороны, совершенные джазовые шлягеры (кстати, на каждом диске помещены наиболее популярные вещи того ли, иного ли исполнителя, что служит затягиванию, погружению слушателя в предмет), с другой - не очевидные, странные авторы и ансамбли. Армстронг, Элла, Эллингтон, Глен Миллер... Но и - Нина Саймон, Чарли Мингус, Бен Вебстер. Астрид Жильберто. Не знаю, куда отнести, например, Эррола Гарнера. То есть знаю, конечно: к ошеломляющим гениям, - но насколько он уже стал шлягерным пианистом? Или Джона Колтрэйна... Есть и чисто блюзовые диски, например, Б. Б. Кинга, хоть классический гитарно-гармошечный блюз, на мой вкус, только примыкает к джазу. Параллельно та же (?) голландская фирма выпустила две джазовые серии двойников: "Jazz&Blues" и "The Gold Collection: 40 classic performances". И из той, и из другой я вплотную познакомился только с одним двойником. В "Джазе и Блюзе" - это странное сочетание известного сборника Стэна Гетса с не менее известным сборником упомянутой выше Астрид Жильберто. В "Золотой коллекции" - "Короли рэгтайма". И если первая из серий, хоть и напоминает "Голубую ночь" безукоризненностью дизайна (пронзительно синего цвета фон вкладыша, монтаж из двух роскошных фотографий в овале, видном в прорези картонного футляра; диск Гетса - этого самого обложечного цвета с белым текстом, диск же Жильберто - белый с синими надписями), слегка проигрывает ей и по отсутствию информационного буклета, и по странности "монтажа", - вторая внешне практически безупречна: черные коробки, диски, сделанные под золото 24-каратных золотых, вещи собраны достаточно редкие и на любителя: на первом - двадцать фортепианных реэтаймов зубра жанра Скотта Жоплена, на втором - двадцать же редкостных, со старых, на 78 оборотов, пластинок, если не с восковых валиков фонографа списанных рэгтаймов по преимуществу оркестровых, но и с экстраваганциями: вроде рэгтайма на баяне. Здесь же - блистательно сверстанный вкладыш и пусть не персоналии - названия всех оркестров и имена авторов музыки. То есть эти черно-золотые двойники не зазорно (а иной раз - чуть ли не безальтернативно; я, например, рэгтаймовых дисков больше нигде не встретил) иметь в фонотеке и самому серьезному джазовому любителю.Джаз умер. Джаз подешевел. Джаз похорошел. Да здравствует джаз! Copyright 1998 текст от Евгения Козловского Другие этюды Евгения Козловского
Обзоры этого автора
Можно сделать смс рассылку rocketsms.by.
[Первая страница]
|