[win koi mac translit] |
Чиж & Cо. "Бомбардировщики" Пока Е. Козловский не выдал очередной этюд про Чижа, попробую сделать это я. Давно хотелось если не поспорить, то хотя бы высказать свое суждение об этом коллективе, отличное от суждения моего заочного оппонента. Вообще для меня сам Козловский является источником вдохновения, как, похоже, для него таким источником является сам Чиж. Для меня Чиж, безусловно, является талантливым и профессиональным музыкантом. Другой вопрос, являются ли все его работы таковыми или нет. Но, по моему убеждению, отличие таланта от посредственности в том, что наряду с посредственными (прошу прощения за тавтологию) вещами у таланта всегда имеются жемчужины, которые будут жить долго. Которые и определяют культурный слой поколения. Меня не устраивает в этюдах Козловского о Чиже безапелляционность и неприятие другой точки зрения. В ответе одному ярому поклоннику он на полном серьезе отвечает, что Чижа слушают одни мудилы. Позвольте мне не согласиться с такой оценкой себя и других почитателей таланта Чигракова! Так называемый анализ стихов Чижа Козловским абсолютно ничего не говорит о творчестве самого Чижа, а говорит, скорее, о предвзятом отношении самого Козловского. Если таким же образом анализировать, к примеру, роман "Евгений Онегин", то можно такого наворотить! Не буду этого делать. Сами можете попробовать. Могу согласиться в том, что стихи еще далеки от совершенства и требуют в некоторых местах доработки. Но сказать, что поклонники Чигракова люди "НЕ ПОЛУЧИВШИЕ ЛЮБВИ (выделено Козловским), обиженные дети, не знакомые с Толкиеном", это пожалуй перебор (даже не 22, а 23)! По мне, так одной песни достаточно, чтобы признать их талантами: "Ветер вырывает из рук". Даже если бы они ничего больше не написали вообще, они с одной этой вещью вошли бы в анналы музыкальной истории. Хочу отметить еще одно обстоятельство, не отмеченное никем в переписке Козловского с читателями. Везде говорится только о поэзии команды, но ни слова не найдете о самой музыке. Кстати многие отмечали, что нельзя разрывать стихи и музыку. Согласен! Их соединение создает что-то совершенно новое! Попробуйте, почитайте Высоцкого или БГ без музыки. Совсем не то. Не правда ли? Попробуйте спросить любого исполнителя, что для него важней, стихи или музыка, и, я думаю, никто из них не будет отделять одно от другого. Так вот о музыке. О музыке даже Козловский (!) ничего плохого не сказал ни в одном из своих этюдов. Может еще и скажет, но для меня Чиж профессионален как музыкант. Об этом говорит и его биография. Только хорошо подготовленные, профессиональные исполнители могут выступать живьем, а не под "фанеру". Подтверждением тому - не один альбом, записанный с концерта. И на них, и на студийных записях Чиж звучит оригинально, узнаваемо. По нескольким аккордам можно отличить Чижа от других исполнителей. Это тоже мастерство, профессионализм, если хотите. У Чижа есть свое лицо, а свое лицо имеют лишь таланты. Посредственности безлики. Только одно место, пожалуй, могу припомнить, где он "лажанулся". Помните "Вечную молодость" из "Эрогенной зоны", там, где они изображают Ричи Блэкмора из Smoke on the water? Там они явно слабоваты, пальцы заплетаются. Хотя, не буду столь категоричен, может так и было задумано? Ведь все-таки репетиция школьного ансамбля. Есть еще недостатки у Чижа. Это было тоже подмечено Е. Козловским. На каждом новом альбоме много повторов из старых. Бывает обидно. Вот и на "Новом Иерусалиме" та же беда. Правда, это всего лишь концертная запись, а не студийный программный концерт. Однако, и тут я не согласен с оценками Козловского. Вроде бы Ольга Арефьева (www.ark.ru) говорила, что автор должен чувствовать соответствие стихов той музыке, на которую они ложатся. Так вот, у Чижа такое чувство, по моему, в крови. Раскритикованные моим оппонентом "Я подобно собаке", "Еду, еду", "На двоих" являются подтверждением моим словам. Пусть тексты слабоваты, но чувства, эмоции переданы слушателю точно и глубоко. А в этом и заключается мастерство автора - художественными средствами передать слушателю свои чувства, переживания. И это Чигракову удалось. Мне нравится у Чижа музыка, нравится ее блюзовая основа. Прошу не ехидничать и не сравнивать его с Мадди Уотерсом или Би Би Кингом. Это действительно блюзы, хоть и не в чистом виде. Это наши, советские (российские?) блюзы. Выходила еще в "совковые" времена на виниле великолепная пластинка: "Михаил Козаков исполняет стихи Ленгстона Хьюза". Не знаю, есть ли она на CD, но всем рекомендую послушать. Великолепная вещь, чтобы понять, что такое блюз. Но послушайте, хотя бы "Урал байкер блюз"! Это жемчужина. И по структуре стиха, и по стилю музыки, и по инструментовке. Полная гармония. В этом ряду у меня и "Hochie Coochie Man" и многие другие вещи. После этого категорическое "бесталанный, не культурный" звучат просто смешно. Для меня Чиж, как и БГ, Наумов, Цой, Майк, Шевчук, Кинчев (ряд понятен, хотя и можно перечислять дальше), - это одно "поколение дворников", к которому, наверное, принадлежу и я. Поэтому их песни мне близки и понятны. Не хочу обижать Козловского, но, может, он просто из другого поколения? И поэтому не в состоянии воспринять Чижа? Не понятно мне другое. Ну, если не нравится суп, то зачем же есть всю тарелку? А то, получается, давлюсь: не нравится, но ем. Зачем? Ешь (слушай), то, что нравится. Музыка Чижа это не просто и не только блюз. Это и городской романс, и современный фольклор - "Папиросы", и советская песня - "Вечная молодость" (в конце концов, все мы из этого выросли). Для меня, его песни именно этим и близки. Тем, что в детстве, мы, пацаны, пели эти (или такие же) песни в своих дворах и подъездах. Например, "Фантом". Помните? Это из наших 70-х годов. Многие его песни навевают приятную ностальгию об ушедших детских годах. О своих дворовых друзьях и приятелях. А "Хочу чаю", "Дополнительный 38", "Эрогенная зона" и многие другие, но характерные только для Чижа песни это как раз из "поколения дворников". Это тоже мои песни. Диск "Бомбардировщики" не уникален, в этом отношении. У меня этот альбом стоит рядом с альбомом "Старые песни о главном" (первым). Тут Чиж не поет ни одной своей песни. Тут и Блантер, и Исаковский, и Тухманов, и Френкель. Однако, слушая альбом, слышишь все-таки Чижа, а не пародию на Утесова. Для меня важно то, что Чиграков подошел к исполнению этих песен очень бережно. Поёт эти старые песни без утрирования и передергивания, отдавая дань уважения, как самим песням, так и тому поколению, которое эти песни слушало, да и слушает и поет до сих пор. Исполнение этих песен говорит не о моде на старые песни, а, в первую очередь, о том, что у нас очень большое и богатое культурное наследие. Вычеркивая советский период истории из жизни нашего общества, невозможно зачеркнуть культурное наследие. И песни, которые пели мои родители, поют теперь мои дети! В этом, на мой взгляд, заключается программность этого альбома. Может, отчасти, музыканты ставили перед собой и просветительскую задачу. Не знаю. В записи альбома участвовали Марина и Татьяна Капуро, Давид Голощекин, ансамбль "Джаз-комфорт" и многие другие. И для меня их участие более авторитетно, чем утверждение Козловского о тотальной ("сплошной") необразованности Чижа. Можно много и долго разбирать по строчкам стихи, вспоминать, где они сыграли не ту ноту. Я не хочу этого делать. И не это главное. Слушайте музыку! "В ней каждый найдет, то, что ему по вкусу!" Не слушайте Е. Козловского! У него предвзятое отношение. Не слушайте меня! Я тоже небеспристрастен. Не слушайте никого. Просто возьмите альбом и послушайте сами! Желаю, чтобы вы получили то же удовольствие от прослушивания Чижа, что получаю и я.
Порываев Андрей Другие обзоры Андрея Порываева
Обзоры этого автора
Купить цветной Картон bereg.net.
[Первая страница]
|