Прошел примерно год с тех пор как я
познакомился с творчеством Ольги Арефьевой и чуть более полугода как я
писал о "Батакакумбе" и "Стороне от". На тот момент уже был в продаже еще
один концертник "Девочка-скерцо". Однако за такой небольшой срок вышло еще
несколько альбомов у Ольги совместно с Ковчегом. Это студийный альбом
"Божия коровка", это известные любителям ее творчества, изданные на CD
"Колокольчики", это и вышедший буквально месяц назад новый проект "Регги
левой ногги". Что-то мне подсказывает, что в рукаве у Ольги есть и еще
сюрпризы: Сегодня я хочу познакомить вас со студийной
работой "Божия коровка". Как обычно, мне привезли ее из Москвы. Наши
местные продавцы в магазинах уже не удивляются: а кто такая эта Арефьева?
А, просто увидев меня и предвосхищая мой вопрос, с улыбкой покачивали
головами - мол, нет, как обычно. Однако, на днях я был приятно удивлен,
увидев на полках Уралтона "Колокольчики" и "Батакакумбу". Вот ведь и до
нас цивилизация доходит! На этом альбоме Ольга продолжает
в некоторых песнях свои эксперименты с вокалом, как и в прежних записях.
Как-то в переписке Ольга призналась, что сходство в стиле, манере
исполнения с Диамандой Галас в некоторых песнях не случайно. Взять хотя бы
песню "Армия тепла" или следующую прямо за ней песню "Ты и я". Хотя тогда
речь тогда шла не об этих песнях, но вы прислушайтесь и к ним: Кроме
экспериментов со звуком Ольга экспериментирует и с текстами - играет с
рифмами, сочетаниями звуков. Это наиболее заметно в первой части альбома.
"Кобыла" - великолепная композиция (она первая на альбоме) сделанная в
чисто народном стиле с подпевками, посвистами, колокольчиками и, наверное,
даже с плясками. Следующую песню "В Верхнюю Салду на
белом коне" нет смысла комментировать, все и так ясно. Ностальгия. На
родину то все равно тянет... Но поэтому поводу хочу снова спросить: Ольга,
а когда все ж таки ты приедешь к нам в "дремотную Азию" со своими
концертами? Безусловный хит следующая песня "Божия коровка" давшая
название всему альбому. Просто удивительно, как из буквально двух строчек
стихов получаются такие звучные запоминающиеся композиции. Тоже можно
сказать и про "Кампари". Очень понравилась мне песня "Се ля ви". Структура
стиха не характерна для блюза, но по манере исполнения, по смыслу - самый
настоящий блюз. Если вы слышали Арефьеву раньше, то ничего удивительного
для вас нет. У нее внутри сидит такой маааленький блюзовый камертончик,
который можно услышать практически в каждой ее песне. Именно это мне и
нравится в ней больше всего. Интересно было бы услышать, скажем, Мадди
Уотерса в ее исполнении :) Последняя композиция "Одинокое
время" на мой взгляд, удачно завершает этот диск и по смыслу великолепно
вписывается в его канву. Трудно, наверное, было не
удержаться и не записать "Картонное пальто", "Про фольгу", "Авось и ёри".
Без этих песен, видимо, не обходится ни один концерт. И они того стоят.
Исполняет Ковчег их с огромным удовольствием, и если вы прислушаетесь, то
услышите, как Ольга улыбается в "Картонном пальто". И хотя "Картонное
пальто" мне больше понравилось в акустическом варианте, зато "Про фольгу"
и "Авось и ёри" намного интересней и сильней слушаются именно на этом
альбоме. Я еще ни слова не сказал о самой музыке на этом
диске. А ведь это самое главное. Я бы немного изменил акцент и надписал бы
альбом как "группа Ковчег и Ольга Арефьева". Именно в таком порядке.
Музыка просто великолепна! Я в полном восторге от басиста Всеволода
Королюка. Тех же оценок заслуживают и Михаил Трофименко с Борисом
Марковым. Во первых, по сравнению с акустическими альбомами музыка звучит
тяжелее (и это мне нравится). Во вторых, она довольно разнообразна, хоть в
основе всего альбома блюзовое начало (что тоже мне нравится). Тут и
народные мотивы, и психоделика (да-да!), и почти чистый блюз. В этом
альбоме я для себя услышал и раннего Александра Градского, и Диаманду
Галас, и свой любимый Led Zeppelin, и даже Майка Науменко. Да вы
послушайте сами: Гитарная игра в унисон с голосом в сочетании с монотонной
остинантностью формы многих песен производит просто завораживающее
гипнотическое впечатление на слушателя. Тут и Рави Шанкару есть чему
поучиться :). А в "Божьей коровке" мне услышался удивительно знакомый
звук, который извлекал из своего инструмента Михаил Трофименко. Говорят,
на таком же инструменте играет легендарный Джимми Пэйжд.
Прошел примерно год с тех пор как я познакомился с творчеством Ольги
Арефьевой, всего год, но мне кажется, что я очень давно знаю и слушаю эту
музыку. И любой новый ее диск это как встреча со старым другом, который
всегда желанен и интересен. Желаю и вам познакомиться и подружиться с этой
музыкой!