[win koi mac translit] |
"Вежливый Отказ" Одна из старейших групп к сожалению так и не получившая заслуженного признания, однако обретшая своего слушателя, давно уже не удивляет своими работами. Да и удивлять трудновато, планка исполнительского мастерства поднята настолько высоко, насколько это возможно. Труднее всего определить жанр этой музыки, где несмотря на "ритмы народов мира" отчетливо прослеживаются русские (и даже советские) мотивы. Аранжировки композиций выверены до предела, нет ни одного лишнего звука и, несмотря на сложность формы, умело создается ощущение гармонии. "ВО" - тот редкий случай, когда группу знают (и уважают) все, но не слышит (уже давно) практически никто. Концерты проходят при полупустых залах, альбомы редко упоминаются в рецензиях и никогда не попадают в списки популярности. Отличительной чертой является нарочитая маргинальность группы. Не было 1985 года, никаких перестроек, путчей, чисток, ГКЧП, ВЧК и др. "...Я хочу сегодня просто петь, чтобы мне стало легче..." Культура обращения со звуком поражает. Каждый звук на своем месте, каждая нота имеет смысл. Слушать необходимо отдельные партии инструментов, благо группа дает такую возможность, причем не исполняя длинные сольные партии, а короткие (в несколько нот) фрагменты, играемые поочередно. Музыка производит ощущение совершенства, когда нельзя ни убавить ни прибавить. Я полагаю, что музыканты к этому и стремятся, чем и объясняется крайне малое количество композиций у группы и минимальные изменения, которые старые вещи претерпели за десяток лет. Для звучания группы характерны диалоги между фотепиано и гитарой, подкрашенные духовыми инструментами (иногда скрипкой) на фоне вычурных барабанов и доминирующего безладового баса. Об альбомах группы - разговор особый. Их и было то всего ничего - 5 или 6. Сейчас уже удивительно, что первый, выпущенный фирмой "Мелодия" альбом группы воспринимался в контексте т.н. "Рок-культуры". После этого группа последовательно отказывалась от принадлежности к року. Следующий альбом "И-и Раз!" представлял собой эксперимены с танцевальными ритмами и содержал чисто инструментальную музыку, хотя и на нем присутствовали вокальные экзерсисы на тарабарщине. Музыка этого альбома повествовательна. Не призванная ублажать или раздражать слух она рассказывает истории, вмещая в несколько минут звучания бури эмоций и множество ассоциаций, близких каждому человеку. Особо заметно это в композиции "Вальс": Тучи над городом встали, 1941 год - провинциальный город, танцплощадка, предчувствие грозы - война, прощание - фронт, боль, отчаяние - возвращение - нервные воспоминания. Все это упаковано в 5 минут музыки, по содержательности и силе воздействия можно бы сравнить с полноформатной симфонией, а текста-то всего: эпиграф, пара обрывочных слов, и тарабарщина. А в общем-то ничего больше и не надо. Особо хотелось бы отметить сборник "1984-1994" собравший все шедевры группы и изумительно записанный. Новый альбом "Коса на камень" выглядит как попытка обратиться к т.н. русским народным традициям. Похоже на то, что происходит зарождение новой русской музыки, делающей пока что робкие попытки опосредовать отечественное музыкальное наследие в современном звучании. Эта тенденция принимает массовый характер и, начавшись с радикалов типа Летова, постепенно переместилась на поп-сцену и породила ужасающие плоды. Однако и прогрессивные музыканты пытаются идти этой дорожкой. Можно вспомнить группы До-Мажор, Лунный Пьеро (почившие?), Не Ждали, звучание которых, несмотря на откровенно Кримсоновское влияние характеризуется свежестью и своеобразием. Слабым местом ВО всегда являлись тексты песен. Видимо текстам не уделялось никогда пристального внимания и слова существуют только лишь потому, что так принято. После многократных прослушиваний запоминается практически каждая нота, однако слова полностью выпадают из памяти. В то же время в тех случаях, когда качество текста адекватно уровню музыки рождаются истинные шедевры ("Икар", "Летаргический сон", "Портрет"). Интересная подробность: на проходившем в Москве концерте Диаманды Галас среди дисков Хэммила, Фриппа, Галас, Dead Can Dance продавались и диски "ВО" (представлена была единственная российская группа) - неплохая компания:!!!
Известные мне альбомы:
Кроме того, музыканты принимали участие в записи альбомов "Асфальт" и
"Крыша", представляющих собой весьма изощренный авангардный джаз (?), в свое
время выпущенных "Мелодией", а бас-гитарист Д.Шумилов играл в фильме "АССА"
|
Обзоры этого автора
[Первая страница]
|