Борис Тараканов Христоф Виллибальд Глюк. (1714-1787) Диск "Орфей и Эвридика", лучшие фрагменты.
(Владимир Эрль) А всё-таки жаль, что время не сохранило для нас музыку ушедшей Античности. Даже музыкальные модели, созданные с применением компьютерных технологий, не в состоянии показать нам, КАК на самом деле звучала та далёкая и интересная эпоха, когда огненные колесницы Гелиоса ездили туда-сюда по небосклону, простолюдины выражались гекзаметром, а смертные общались с богами, сатирами, нимфами, кентаврами, бассаридами и прочей не всегда солидной мифологической публикой также просто, как наши современники с соседями по дачному участку. Опера "Орфей и Эвридика" Глюка появилась в результате одной из попыток возродить ностальгическую элегантность и простоту самой известной и загадочной древнегреческой трагедии. Подобные оперы писались и до Глюка: в качестве комментатора в них обычно выступал хор, герои всегда были чувственны и возвышены, а эмоции экзальтированны. Не следует относить это к недостаткам жанра - опера никогда не может быть слишком реалистичной, разве что в общем смысле. Хотя, понятно, что в реальной жизни никто в момент смерти не поет... Диск, на который я хочу обратить Ваше внимание, довольно интересен. Хотя бы тем, что на нём собрано практически всё (хотя, увы, и не всё!) что сделало оперу Глюка популярной и любимой десятками поколений. Всё представлено в очень приличном исполнении, что, сами понимаете, немаловажно. Создатели диска сформировали хорошую подборку, которую открывает жизнерадостная увертюра. Может быть даже слишком жизнерадостная, учитывая трагическую канву сюжета - ведь по древнегреческой легенде Орфей дважды теряет любимую жену, причём второй раз - уже после смерти. Самого же Орфея через несколько лет после потери жены разорвали на части воинствующие вакханки... Но именно увертюра привносит ощущение, что, в конце концов, всё будет хорошо и вообще, всё было совсем не так! Однажды Эвридика вместе с подругами пошла на луг собирать весенние цветы. Смех и звонкие песни звенели над долиной. Резвясь, не заметила подруга Орфея в густой траве ядовитую змею. Её укус оборвал жизнь Эвридики… После увертюры печальным контрастом возникает хор пастухов и пастушек, оплакивающих умершую Эвридику. Хор этот (одно из лучших творений Глюка) обладает притягательной, буквально гипнотической силой - этакий огонь, пылающий внутри амфоры античной работы. Редкие его сполохи иногда вырываются наружу скорбными возгласами плача Орфея, потерявшего молодую жену: "Euridice!!..". Если помните, по сюжету трагедии, певец Орфей спускается в Аид, чтобы вызволить душу жены из объятий смерти. На берегу подземной реки Стикс, перед Утёсом Забвения путь ему преграждает орда фурий, демонов и подземных духов. Сцена эта мастерски воссоздана Глюком через суровый хор, затем огненную пляску обитателей преисподней. Орфей тщетно просит фурий и духов пропустить его - мольба натыкается на холодное беспощадное "No!" стражей подземного мира.
Однако даже стражи царства мёртвых не способны устоять перед пением Орфея, который, как известно, "заставлял плакать камни". Певец ударяет по струнам кифары и начинает петь о своей бессмертной любви, о золотых днях счастья и весны, проведённых с Эвридикой, о том, как злая смерть вырвала жену из его объятий, как непомерно глубока тоска и безгранично горе... Свершается небывалое - стая фурий и демонов расступается, пропуская Орфея в Аид... По ходу сюжета царь богов Зевс посылает Орфею бога любви Амура, который помогает преодолеть нелёгкий подземный путь, и передаёт в своих ариях одно из поставленных богами непременных условий - не оглядываться. И всё бы прошло, как задумано, не вступи в силу известная женская черта. Впрочем, вот как это описано в либретто. Появляется Орфей. Не оглядываясь, он ведёт за руку Эвридику. Певец знает, что это последнее испытание перед выходом из подземного царства. Еще немного - и позади останутся все беды и несчастья, все горести и страдания. Последние усилия - и счастливые супруги покинут пределы ненавистного царства горя и смерти... Вот и тропинка, ведущая на поверхность земли. Она вся завалена огромными камнями. Но что значат последние трудности по сравнению с тем большим счастьем, которое ожидает их там, наверху, где шелестит шелковая весенняя листва, щебечут птицы и светит ясное, ласковое, солнце!.. Вдалеке во тьме чуть забрезжил свет. Это выход из подземелья. Но все чаще и чаще с глубокой грустью вздыхает Эвридика, все медленнее поднимается в гору. Она не может понять холодности и равнодушия мужа: ведь он, прежде нежный и любящий, даже ни разу не взглянул на нее. Если бы сердце Орфея по-прежнему пылало страстью, разве удержался бы он от того, чтобы обнять и поцеловать жену. Наверное, он просто разлюбил ее. А если так то незачем eй возвращаться на землю; лучше смерть, чем жалкая жизнь без любви близкого человека. Так было по мнению либреттиста. А вот как, по мнению маэстро Глюка, это звучало. Не выдержав упрёков, Орфей оглядывается. Последствия этого поступка нам с Вами известны - ещё одно доказательство аксиомы, собственно доказательств не требующей: "Послушай женщину и сделай наоборот!". Ария Орфея "Che faro' senza Euridice" (в клавире это не совсем верно переведено как "Потерял я Эвридику") - одна из форм раскаяния как раз по этому поводу. Но не даром столь жизнерадостной была увертюра - вовремя подоспевший Амур сообщает Орфею о том, что за его прекрасное пение боги даруют Эвридике жизнь. Заключительная сцена ("Trionfi Amore")"Триумф Амура" прославляет любовь, Амура, Эроса и других богов всех видов, калибров и категорий, столь щедро одарившего Орфея и Эвридику. Как видите, финал оперы несколько менее затейлив, чем в исходной трагедии, но зато более оптимистичен. Задача слушателя решить - что лучше? Увы, в подборку (по непонятным мне причинам) не вошла знаменитая Мелодия из мимической сцены "Появление Эвридики", с божественным соло флейты. Диск от этого здорово проиграл. Впрочем, уровень исполнения с лихвой компенсирует этот и некоторые другие недостатки. Нет смысла описывать каждый трек этого диска - собранные на нём фрагменты оперы лучше слушать (причём, в наушниках!), опираясь на личное восприятие, вникая в картины, которые рисует собственное воображение, а не комментарии рецензентов. Буду очень рад, если, послушав, Вы напишите мне - понравилось, или нет? Чтобы заказать диск с "Орфеем" (фрагменты или полностью), достаточно набрать слово Gluck в поисковом окошке здесь и выбрать нужное из предложенного списка. Благо, выбор есть и цены, в отличие от магазинных, не кусаются, а ласкаются.
E-mail [email protected]
Музыкальные обзоры Бориса Тараканова
Обзоры этого автора
[Первая страница]
|