Music Phone Banner

[win koi mac translit]



Евгений КОЗЛОВСКИЙ

ЭТЮД 15
(Блестящие, "Просто мечты")

"Тебе необходимо собрать 36 разных наклеек из жевательных резинок "Блестящие"..."

Уголок буклета-вкладыша альбома "Просто мечты"

 

Они и впрямь - совершенно блестящие. Ни пятнышка, ни тумана от дыхания.

Они столь же блестящи, как шарик гипнотизера, который маячит перед глазами, пытаясь, отобрав волю, погрузить в транс. Где тебе будет очень хорошо, потому что ни о чем не надо будет думать. Никаких решений - принимать. И не отвечать тоже - ни за что.

А то, что блестящая Жанна назвала "Блестящих" "Блестяшками", так это не потому, что проговорилась и обнажила суть: стеклянные бусы, за которые наивные аборигены-дикари готовы отдать все сокровища племени и самих себя, с потрохами, в придачу, - нет, это просто интимно-уменьшительно-ласкательное.

Нет-нет, вот честное слово: я не иронизирую. "Блестящие" с совершенно натуральным блеском выполняют свою работу. Более того: свое Предназначение. Миссию. Законы, которым они подчиняются и с точки зрения которых мы только и имеем право их судить (их любить!), не нарушены ни на букву.

Я не в курсе хит-тусовок. Для написания этюдов это и плохо, и хорошо. Плохо, потому что не могу понять контекст, дать дополнительную информацию, определить место одной группы среди других - во времени и пространстве. Хорошо потому, что слышу совершенно непредвзято, что позволяет порою заметить не замечаемое варящимися в бульоне.

К сожалению, когда я брал послушать "Просто мечты", мне сказали, что это - супер-хит. А вот если б не сказали - хватило бы мне ума и интуиции понять это самостоятельно? Восхитительно идеально почувствованный и полностью выдержанный жанр, напоминающий головки анжелик (мальвин) с очаровательными вздернутыми носиками и огромными, окруженными невероятной длины ресницами, темными (синими?) глазами на полях девичьих тетрадок, с пятого, примерно, до последнего класса средней школы. М-да... это просто не может не нравиться этим самым школьницам, даже если они уже школу окончили. Это - их. Это - они. В мечтах, конечно. Но что есть в жизни существеннее, нежели мечты? Особенно - в юности. А какой их одноклассник не мечтает о тех же мальвинах и анжеликах, - но уже в качестве верных, нежных и, главное, прекрасных подруг?

Вариант для юноши: в этом жестком, холодном мире услышать ангельские (в простоте своей) голоса, увидеть прекрасные (визажисты старались) одухотворенные лица, и понять, что романтические, цинизмом не исковерканные души их владелиц ждут именно тебя... Не это ли счастье?

Вариант для девушки: в сущности, я ничуть не хуже, чем они и, значит, и у меня будет дождь, зонт, ча-ча-ча и фиалки на нежных губах возлюбленного. "Как прекрасен этот мир, посмотри-и..."

Мне тут пеняют в письмах, что зря я занимаюсь разбором текстов всяческих песен. Что у песенных текстов другие законы, чем у текстов "голых". Хотя полагаю, что у любых текстов законы одни: законы языка, - в данном случае, припомнив Пушкина ("Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю", цитирую по памяти), готов не то что бы быть снисходительным, но даже и признать: "грамматические ошибки" в текстах "Блестящих" прямо-таки необходимы: без таких ошибок тексты потеряли бы свою... идеальность. Блестящесть, если угодно. Совершенно понятно, что "близко" к чему-либо прислонить(ся) нельзя. Как и далеко. Прислонить(ся) можно только непосредственно. Невозможно и "написать неоткрытое письмо". Сначала следует написать текст собственно, потом вложить его в конверт (получится письмо), заклеить, а уж адресат (или сам автор - впоследствии) может его и не открывать. Но идея тихого прощения ушедшего к другой любимого понятна каждому, даже тому, кто по собственному занудству не способен "не придираться к пустяками". Кто из вас, девочки, не переживал эдакой измены? Кому не льстит столь благородная поза в такой ситуации? А мальчики - правда, приятно, покидая подругу и уходя к другой знать, что та, первая, любить вас продолжает, но гадостей делать назло не будет. Мечта... Слегка, правда, грустная, но все равно - сладкая. Да жить без грусти как-то и... неромантично. "Любовь никогда не бывает без грусти, но это приятней, чем грусть без любви". Несколько замысловатее выражено, но, в сущности, согласитесь, то же самое.

"То же самое" встречается в альбоме сплошь и рядом. "Твои ладони все теплей, но сердце словно изо льда" ("Блестящие"). "А ты такой холодный - как айсберг в океане" (Алла Пугачева). "Ты лишь мечты, где же ты, где?" ("Блестящие"). "Если я тебя таким придумала, стань таким, как я хочу" (Эдита Пьеха). Можно копнуть еще дальше, из "городского романса". Это не означает ровным счетом ничего плохого. Это только доказывает, что "Блестящие" поют о переживаниях вечных, и оттого, что поцелуй более чем избит, как явление, в каждую жизнь он приходит, как открытие.

Кроме того, в текстах, которые не слишком читаемо (да не так это и надо) приведены в складном буклете-плакате, он же - обложка диска, я обнаружил шесть строчек, которые вообще, безо всяких скидок и жанровых призм, рискнул бы назвать поэзией:

 

Я собираю сны

В которых только дождь

И слезы не видны

Я собираю сны

В которых только свет

И слезы не нужны

 

Я не занимался подсчетом словаря альбома. Интуитивно чувствую, что он заметно превосходит размерами словарь ильфопетровской людоедки Эллочки. Но все-таки уступает словарю племени мумбо-юмбо. Но и это хорошо. Слова не должны царапать, раздражать, заставлять морщить лобик, если хочется просто забалдеть. Поторчать. Отдохнуть, короче, от довольно, согласитесь, неидеальной жизни. Иной раз кажется даже, что паршивой. Главное, что все основополагающие слова и словосочетания есть: дождь... облака... сон... белые цветы... нежные губы... волшебные русалки... сердце... мечты... И, наконец, Самые Главные Слова, универсальные: ча-ча-ча, н-да у н-да н-да, а, пам пам пам...

Музыка вполне подстать: гармоничная, простая. Вполне ожиданная. Ухо давно готово и принимает, как воронка - оливковое масло. Никаких лишних изысков и шероховатостей и в, что называется, партитуре. Унисон. Подпевки. Изредка - простенькая терция. Это вам не "музыка толстых" (Максим Горький о джазе): Lambert, Hendricks & Ross или The Manhattan Transfer, слушая которых, знаете, просто устаешь от напряжения. Это даже не сестры Федоровы из "Карнавальной ночи"!

Мне доводилось читать стихи, написанные компьютерами еще в давние, "доперсональные" времена. Приходилось слушать и сочиненную компьютерами музыку. И то, и другое, конечно, было несколько сложнее, чем у "Блестящих". Но не исключено, что, если с умом поставить определенные фильтры и добавить генератор "грамматических ошибок", программы начнут "соответствовать". Я не видел вживе роскошных (по фотографиям) "Блестящих", но, когда слушал, вспоминал любимую куклу наследника Тутти. Возможно, что, когда робототехника решит некоторые второстепенные, чисто технологические проблемы, построение ансамблей типа "Блестящих" станет одной из первых (в силу максимальной простоты) решенных задач.

Коровы жуют жвачку. Это необходимая часть их питательного процесса, вызванная к жизни особым устройством "системы питания". Жуешь жвачку - значит, все в порядке, значит - сыт. Нервная система возбуждает центр удовольствия, поощряя. Может, правда, коровы слишком далеко отстоят от нас на временной оси эволюции. Но зайдя в зоопарк и подрулив к клетке с человекообразными приматами непременно обратишь внимание на постоянно производимые ими жевательные движения. Корень, я полагаю, тот же: жуешь - значит, есть чего, значит - жив, сыт, здоров. Жевание имеет безусловнорефлекторную положительную эмоциональную окраску. Производишь жевательные движения (даже если во рту пусто) - и тебе приятно. Отсюда, должно быть, и происходит такой сногсшибательный коммерческий успех жевательной резинки. Ну а уж производители сделали все, чтобы довести удовольствие от жевания как такового до предела: и аромат добавили, и "защиту от кариеса" встроили, и, наконец, дали возможность выдувать ртом прелестнейшие пузыри. Когда же пластинка изжевана до предела, ее можно незаметно прикрепить к изнанке столешницы.

Как-то я в ресторане Дома кино неосторожно, положив ногу на ногу, такую изжеванную порцию снял джинсами. Сразу не заметил, а через час, следуя логике изменения позы, порция расслоилась и прочно налипла на брюки местах в пятнадцати. Отскрести не получалось или получалось очень плохо, приятель посоветовал засунуть джинсы в морозилку, после чего остекленевшие пластиночки легко удалить.

Полагаю, что вы все-таки склонны видеть за многими моими словами иронию на грани сарказма. Поэтому делаю чистосердечное признание. После второго подряд прослушивания альбома "Блестящих" я поймал себя на том, что не только кручу в голове всякие мотивчики вроде "Где же ты, где" или "Неоткрытое письмо-о...", но даже под нос напеваю. И не отлепить! Разве что - в морозилку.

Вот пугают нас нейропрограммированием, тем, что злодеи посредством злодейских же компьютерных программ будут вторгаться в наши мозги, чтобы нас поработить... А нейропрограммирование давно существует, и "Блестящие", вместе с их авторами и музыкантами, владеют таким ремеслом поистине блестяще.

И, скажу честно, ловить кайф от их песенок, выпадая в "лучшую, идеальную жизнь", куда, на мой вкус, правильнее, чем прибегать для этих же целей к дури или алкоголю.

Спасибо, девочки!



Copyright 1998 текст от Евгения Козловского

Другие этюды Евгения Козловского

отправить свои комментарии, пожелания, предложения и т.д.

Обзоры этого автора
"НОЛЬ" и Федор Чистяков
Компакты в Интернете
Errol Garner, Telonius Monk
Александр Розенбаум "Июльская жара"
Чиж & Co "Новый Иерусалим"
Аквариум "Кунсткамера", БГ "Прибежище"
Егор и опизденевшие "Сто лет одиночества"
Леонид Агутин "Летний дождь"
Бахыт компот "Страшнее бабы зверя нет"
Эдуард Успенский "Трое из Простоквашино"
Б. Гребенщиков - А. П. Зубарев. "Рапсодия для воды"
Александр Лаэртский. "Вымя"
BLUENITE и другие коллекции джаза
Ногу свело. "Счастлива, потому что беременна: синий альбом"; Сексуальные меньшинства. "Некрофилия"
Иосиф Кобзон, 16 компакт-дисков
Натали "Ветер с моря"
Жанна Агузарова
Антон Батагов играет "Искусство фуги" Баха
Юз Алешковский - "Окурочек"
Кислый уксус халявы: о дисках ООО "САНТЪ"
Афанасьев. "Заветные сказки"
Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс и Максим Венгеров
Вероника Долина - "Невинград", "Любая любовь"
БГ - концерт 8 марта
"Руслан и Людмила" Глинки и "Мертвые Души" Щедрина в исполнении Большого театра
"Чиж & Co" - 5 компакт-дисков + 1 дополнительный
"Лука Мудищев"
Блестящие, "Просто мечты"
Аквариум Снежный лев
Пищиков, Гайворонский, Волков
Владимир Чекасин "Болеро-2" ...
БГ "Чубчик", "Лилит", "Песни Александра Вертинского", "Задушевные песни"
"Полонез, Чиж и Co"
"Из переписки с читателем"
В.Ерофеев Москва-Петушки
Иосиф Бродский
Микаэл Таривердиев
Alexey Kozlov. The Mountains of Kimeria
Алексей Козлов "Горы Киммерии"
Before to begin



[Первая страница]
[Обзоры]
[Рок энциклопедия]
[Музей]

Music Phone Banner