Многие исторические события общество может по достоинству оценить спустя
только достаточно большой промежуток времени. Это положение верно и для
воплощения этих событий художником. Лучший роман о войне 1812 года был
написан Львом Толстым спустя 50 лет после ее завершения, более того, он
сам родился через 16 лет, после того, как она закончилась. Значит возможно,
что великий роман об Отечественной войне 1941-1945 гг. еще не написан,
а может быть только создается и ему еще суждено увидеть свет через пять
или десять лет. А мы уверены, что уже все сказано, что все свидетельства
очевидцев собраны, учтены, переработаны мастерами слова или ремесленниками
пера. Все тоже самое можно сказать о великом исполнении известной музыки,
- то, что восхищает нас сегодня, через 30 лет может показаться банальным,
причудой виртуоза, лишенной души и цели. Примеры музыкантов, которых объявляли
великими при жизни, и которые сохранили это звание через 100 лет чрезвычайно
редкие. Возьмите, к примеру, XIX век, кого вы назовете среди гениальных
исполнителей? Правильно, хватило пальцев на одной руке, ну, может быть,
знаток перечислит 6-8 гениев исполнительского искусства прошлого века.
Можно возразить, что тогда не было звукозаписи, и многое кануло в лету.
Но такое возражение неприемлимо, поскольку такие музыканты
как Паганини или Лист, несмотря на отсутствие фонограмм будоражат воображение
не только наших современников, но уж, поверьте, будут это делать и еще
через 100 лет. Все вышесказанное имеет самое прямое отношение к редко исполняемым
6 Сюитам для виолончели соло И.С.Баха. Это его единственное произведение,
написанное для виолончели, оригинал нотной записи не сохранился, существует
лишь копия, сделанная его второй женой Анной Магдалиной, где все 6 сюит
приведены вместе. Однако, это не означает, что они писались как цикл, даже
порядок написания их нам не известен, - нумерация по коду BWV, которой
следуют все записи на виниле или CD, соответствует порядку их воспроизведения
в упомянутой рукописи. Вероятно они были написаны в период с 1717 по 1723
год, то есть до переезда Баха в Лейпциг. Несмотря на отсутствие указанных
6 Сюит в уже упоминавшемся в Части 1 списке журнала "Gramophone" все выдающиеся
виолончелисты обращались к ним в своем творчестве.
Обратимся лишь к самым известным. Безусловно ценнейший экземпляр для
аудиофила представляет запись Сюит, сделанная Pablo Casals в период с 1936
по 1939 год. Для простых смертных можно порекомендовать Двойной компакт-диск,
изданный "EMI Classics", дважды в разных изданиях, для коллекционеров -
двойной компакт фирмы "Grammophono 2000" Pablo Casals Collection
(vol. 2) Catalog Number:AB 78627/28, с великолепно выполненным ремастерингом.
По отзывам достойных любителей музыки это непревзойденная запись. У меня
есть подозрение, что EMI использовали другую мастер-ленту или валик (на
что в 30-е годы записывали?), хотя вполне возможно, что эта запись сделана позже, так как Casals умер в 1973 году, и мог для вездесущего Емая записать
и в послевоенный период. Во всяком случае, на мой вкус исполнение мрачное,
душное, тяжелое, хотя впечатление производит неизгладимое. Виртуозность
исполнения невероятная, порой создается ощущение, что исполнителя нет,
а инструмент сам по себе издает звуки, а внутренняя напряженность исполнения
такова, что начинаешь думать о каком-то мистическом драйве. Наверное, так
играл Паганини на скрипке. Эта запись безусловно заслуживает того, чтобы
ее услышать, но слушать часто ее невозможно. Ни одна психика не выдержит.
То, что это исполнение культовое - совершенно точно. Так уже не сыграет никто
и никогда, возможно сыграют лучше, но так уже нет. Маленький фрагмент
Сюиты 2 дает лишь отдаленное представление о великом мастере. Увы,
легендарную запись от "Grammophono" послушать мне не довелось. Однако,
у посетителей www.cdru.com, как и у меня, есть прекрасная возможность послушать
выдающуюся, если не сказать великую запись (оговорюсь, что она 36 летней
давности, и поэтому, данный эпитет заслужила обоснованно) всего за 123,7
рублей.
В 1996 году Deutsche Grammophone выпустила переиздание на двойном компакт-диске
в серии "Legendary Recordings from the Deutsche Grammophone Catalogue"
записи, сделанной в 1961 году Pierre Fournier для "Archiv Produktion",
которая тогда же и вышла в виде набора из двух грампластинок. Fournier
был любимым учеником Casals и после его смерти заменил его во всемирно
известном трио с Pierre Thibaud (скрипка) и Alfred Cortot (фортепьяно).
История записи 6 Сюит очень интересна. Звукорежиссер H.Wildhagen вспоминал,
что был очень удивлен, когда в 1960 году ему предложили записать Сюиты
для виолончели Баха всего 6 годами спустя после того, как он записал их
же для "Archiv Produktion" в исполнении Enrico Mainardi. Но работа с Fournier
доставила ему истинное наслаждение. "Fournier, - вспоминал он, - был самокритичным
представителем старой школы, и не любил записывать кусками, он предпочитал
записывать часть сюиты или даже всю ее целиком, а затем мог вновь перезаписать
все заново, если что-то ему не нравилось". Эта особенность объясняет ту
непостижимую цельность исполнения каждой сюиты и каждой ее части.
Все звучит симфонически широко и объемно, но в тоже время исключительно
лично, - каждая часть несет яркий след интерпретации.
Одна выглядит чуть
более резкой, другая - просветленной или задумчивой. Ткань музыки предстает
совершенно обнаженной, мелодически рисунок показан просто и свободно, без
излишнего напора или, наоборот, вялости. Эта глубоко личная интерпретация
ничуть не мешает прослушиванию или выглядит надуманной, она, наоборот,
вовлекает в музыку так сильно, что нет сил ее выключить, не дослушав до
конца. Она гипнотична, как может быть гипнотичным только откровение. Это
откровение зрелого человека, достигшего пика свой физической и духовной
формы. Это очень органично музыке Баха. Бах, вообще, щедрый, плодородный,
мощный, пронзительный, его нельзя исполнять безусым юнцам и глубоким старикам,
одни его еще не чувствуют, а другие уже не ощущают. Бах прожил 65 лет,
а сюиты написал самое позднее в 40, большинство его произведений написано
до 50 лет, а у нас Баха исполняют, как этакого ветхозаветного Моисея, прожившего
Бог знает сколько лет. Интересно, что Fournier записал 6 Сюит снова в 1976
году для Philips (Catalog Number:PHCP-35078), и эта запись появилась в
1977 году. В этой записи темп более медленный по сравнению с предыдущей,
вероятно, что разница в возрасте в 15 лет существенно сказалась на скорости,
уже в записи 1961 года отчетливо слышно как Fournier задыхается при исполнении
быстрых частей. Вряд ли изменилась интерпретация сюит, ведь так гениально
прочувствовать произведение дается исполнителю только один раз в жизни.
(Вспомним провал Гульда при повторной записи Гольдбергских вариаций. Смотри
Часть 1). Интересно, что Fournier не испугался своего учителя, и записал
6 сюит при его активной творческой жизни виолончелиста. Он безусловно знал
записи Casals наизусть, тем более такую знаменитую культовую запись. Мне
кажется, что Fournier в определенный момент времени перерос своего учителя,
как в свое время Рафаэль перерос Перуджино, и понял, что он сыграет 6 сюит
совсем не так, как играл Casals. Casals был культовой фигурой, человеком,
открывшим для публики виолончель как сольный инструмент, применившим впервые
новые приемы игры, проживший 97 лет, основавший школу виолончелистов. А
Fournier был тем самым великим исполнителем, чей дар и мастерство оценивают
по достоинству спустя много лет, понимая, что его интерпретация сочетает
в себе все достоинства имеющихся, но кроме этого лишена их недостатков.
Наш соотечественник, Мстислав Ростропович, которого считают одним из
величайших виолончелистов мира, собирался записать 6 Сюит еще в 1978 году,
но только в 1995 он решился сделать это. Западные критики считают, что
над маэстро витала тень покойного Pablo Casals и поэтому, он боялся, что
его исполнение 6 Сюит будет выглядеть на фоне культовой записи бледно.
EMI произвела запись в старофранцузской церкви, построенной 900 лет назад,
Ростропович написал комментарий к каждой сюите, чтобы до публики дошло,
что он играл и как, и что хотел выразить. Конечно, когда мы говорим о записях,
сделанных такими исполнителями, нельзя сказать, кто исполнил хуже или лучше,
можно лишь говорить о собственных ощущениях, которые субъективны, но, тем
не менее, отражают силу воплощения замысла и композитора и исполнителя
в нашей душе. И в этом смысле можно сказать, что исполнение Ростроповича
- старчески просветленное. Возможно, он слишком долго боялся и пик его
формы, как виолончелиста прошел. Здесь речь не идет о недостатке исполнительского
мастерства, а об отсутствии той совокупности интеллектуальной и духовной
зрелости, беглости пальцев и ощущения полноты жизни, внутренней страстности
и холодного контроля за эмоциями, жизненного опыта и порыва души. Все вместе
это сочетается в человеке на непродолжительный период времени, занимая
очень небольшую часть его жизни.
И поэтому, как для политика, так и для
виолончелиста 70 лет, увы, не средний (как говаривали наши неудобозабываемые
руководители), и тем более не идеальный возраст. Возможно, исполни Ростропович
6 Сюит в 40-50 лет, мы бы имели гениальную запись, может быть, самую лучшую
в этом веке. Во всяком случае шанс у него был, но он его не использовал.
Настоящее исполнение 6 сюит Ростроповичем (красивое исполнение!) вызывает
уважение и... более ничего, - душу оно трогает, но не сильно, не так сильно,
как хотелось бы (фрагмент). Снимаю шляпу, преклоняю
голову.
Теперь о самом, рекламируемом исполнении, в том числе и в сети. Радостно,
что наконец- то большая компания Sony обмишурилась, истратив уйму денег
на рекламу и покупку авторских прав на исполнение виолончелиста Yo-Yo Ma,
уроженца Франции, но получившего образование и проживающего в США (они
видимо приняли его за такое же явление как G.Gould, - господи, как ошиблись!).
Каких только эпитетов не прочтешь: и великий, и неповторимый, и что Бах
это часть его души и что он его познает через Дзэн буддизм и что вообще
после Casals это виолончелист N2, а некоторые критики договорились до того,
что, вообще-то он, Yo-Yo Ma, первый, но молод еще, а станет постарше, так
мы это всем и объявим. Но обратимся к сухому остатку. Поскольку все сюиты
в его исполнении выложены в сети, то к счастью, его диск покупать не пришлось,
а то, кому потом подаришь, все музыку хорошо чувствуют - стыдно (на тебе
Боже, что мне не гоже). Sony выпустили как компакт, так и видеокассету
с записью 6 сюит, в последних помимо звука, записаны размышления Yo-Yo
о Бахе, показано окружение, которое его вдохновляет, в частности архитектура,
почему -то средневековых итальянских архитекторов. Какое это отношение
к Баху имеет, - не понятно, ведь он за всю свою жизнь путешествовал в радиусе
всего 200 км вокруг своего родного Кётена, и ни в какой Италии и, вообще,
заграницей не был. Причем тут итальянская архитектура. Ну разве только страсть к просвещению
темных янки подвигла Sony на такой проект, то тогда это похвально. Более прилизанного,
правильного, просветительски-приторного исполнения Сюит мне слышать не
доводилось. Понятно, что Yo-Yo всё, что до него было прослушал и творчески
переварил, интерпретация очень похожа, если не сказать хуже (говорить не
буду, а то засудят!) на интерпретацию Fournier, но только, что похожа.
Это мне напоминает известную историю с Боингом. Китайцы во времена Мао
решили самостоятельно построить широкофюзеляжный самолет, а поскольку,
культурную революцию уже сотворили и всех инженеров космополитов перевоспитали,
то единственно верным им показался путь воровства. Они купили Боинг (какую
модель не помню), разобрали ее по винтику (!), скопировали все детали,
собрали из них свой Боинг, он разбежался по взлетной полосе... и не взлетел.
Также и Yo-Yo играет очень правильно, ну прямо как Fournier, но чего-то
не хватает, и без этого чего-то, через пару минут хочется зевнуть, а через
пять выключить его к...чтобы спать не мешал (послушайте).
Вообще класс исполнителей азиатского происхождения (японцев и китайцев)
мне кажется сильно преувеличенным, они жутко работоспособны, технически
могут быть совершенны, но в них начисто отсутствует переход из виртуозов
в гении, возможно, что это чисто этническая черта. В них, по-моему, отсутствует
честолюбие за гранью свойств - когда человек неодолимо стремиться стать
не только лучше всех остальных, но прежде всего, лучше самого себя. Так,
они работящие ребята, но не более того. Возможно, в других искусствах они
непревзойденные, но в музыке их исполнение может быть хорошим и даже очень
хорошим, но гениальным - никогда. В общем, захваленному господину Yo-Yo
мы покажем большим пальцем вниз, и посоветуем понимать через дзэн что-нибудь
другое. Безусловно, все написанное здесь об исполнении 6 Сюит не будет
полным без упоминания записи Жаклин дю Пре, безвременно умершей от рассеянного
склероза, великолепного исполнения Weiland Kuijken, еще не записанного,
а исполняемого только в концертах и многих других. Но, как хорошо, что,
мы можем представить себе всю полноту и величие внутреннего мира, посредством
6 сюит, подаренных нам Бахом и Pierre Fournier. Они как 6 простых историй
о жизни, любви, радости, измене, одиночестве и смерти.